15 лет на страже столицы: Московский авиационный центр
отмечает юбилей

Наравне с огнеборцами Москвы работают экипажи пожарных вертолетов Московского авиационного центра, который в мае отметил 15-летие со дня первого полета над столицей. В честь этого события, на территории живописного места на берегу Москва-реки, прошли показательные учения с участием двух вертолетов.

Фото: Степан Змачинский

Фото: Степан Змачинский

Мероприятие началось с демонстрации забора воды пожарным вертолетом Ка-32 с помощью водосливного устройства (ВСУ-5), которое вмещает в себя до 5 тонн огнегасящей жидкости. После наполнения резервуаров экипаж отработал сброс воды на условный очаг возгорания

Вертолёт Ка-32А, в основном, применятся для тушения пожаров с воздуха

Вертолёт Ка-32А, в основном, применяется для тушения пожаров с воздуха

Экипаж вертолета Ка-32 состоит из трёх человек. Один командир, второй пилот или штурман и бортовой механик или бортовой оператор. Вертолеты для тушения пожаров марки Ка-32 вмещает в себя 5000 кг воды. В Московском авиационном центре три таких вертолета.

Один из бортов является уникальным, он оборудован системой вертикально-горизонтального бокового пожаротушения, в простонародье — водяной пушкой. Во внутренние баки этот вертолет набирает 3200 кг воды и 280 кг пенообразователя, так и получается летающая пожарная машина. В ней установлен ствол для горизонтальной подачи, который стреляет водой. Этот уникальный вертолет, единственный в России, необходим для тушения высотных зданий.
K9rRmh713Z-1000x700-

«При пожарах в таком мегаполисе как Москва, на промышленных объектах и высотных зданиях наши вертолеты являются незаменимым средством, которое сможет реально помочь при тушении: мы с воздуха сливаем пять тонн воды в ту точку, где происходит пожар. Мы гасим основной пожар, а пожарные на земле уже локализуют и проливают очаг возгорания»
Михаил Рябов,
командир вертолета Ка-32 Московского авиационного центра

На фото: Михаил Рябов, командир вертолета Ка-32 Московского авиационного центра

На фото: Михаил Рябов, командир вертолета Ка-32 Московского авиационного центра

Следующий этап учений — десантирование с пожарного вертолета Ка-32 с помощью лебедки и эвакуация условно пострадавшего с земли аварийно-спасательным подразделением авиацентра.

«Самый сложный момент — это эвакуация пострадавшего с земли на носилках, поскольку это не только стресс для пострадавшего, но и наши переживания за него, чтобы все было в порядке», — признается спасатель Дмитрий Гришаев.

qG33CckIHY-1000x700-

«Благодаря креплениям, которые расположены как снизу, так и сверху на системе спуска с вертолета, мы можем высадиться практически куда угодно. Прежде чем начать какую-то работу по эвакуации, спасению или обнаружении пострадавшего нужно, прежде всего, заботится и о своей безопасности. Первым делом спасатель делает осмотр пострадавшего, также нужно посмотреть не угрожает что-либо пострадавшему и самому спасателю. После этого мы осуществляем подход к пострадавшему, начинаем диалог с ним, если он в сознании. Если нет, то проводим диагностику. В это время, пока спасатель на земле работает с пострадавшим, вертолет отходит в стороны, чтобы не мешать работе, потому как поднимается пыль, ветер, а это неудобно. После того как мы обеспечили комфортные условия, вызывается вертолет и в зависимости от степени тяжести, производиться дальнейшая эвакуация пострадавшего»

Дмитрий Гришаев, спасатель Московского авиационного центра

 0yIhlWozOR-1000x700-

«Страшно всегда, но прежде всего, страшно за человека, которого спасаешь, а потом уже за себя. Это наша работа, мы знали куда идем, — говорит другой спасатель Михаил Киселев. — До армии я знал, что после завершения службы я пойду работать спасателем, не знал, правда, где конкретно буду работать. Отслужил, пришел из армии и вот буквально через 2-3 месяца я устроился в Московский авиационный центр».

«Осенью в этом году уже будет 4 года, как я здесь работаю. Больше всего приходиться работать на водных объектах либо в лесах. Если происходит эвакуация пострадавшего из воды, при помощи лебедки, то мы, спасатели, опускаемся в гидрокостюмах вниз к пострадавшему, в зависимости от степени тяжести здоровью цепляем его и поднимаем на вертолет. Самое главное и самое сложное в нашей работе это конечно же это прибыть быстро на место ЧС и оказать первую доврачебную помощь и доставить в лечебное учреждение»

Михаил Киселев,спасатель Московского авиационного центра

5NMkuYX0pf-1000x700-

В авиацентре отмечают, что аварийно-спасательное подразделение МАЦ в лице спасателей высокого класса пока еще не прибывало на реальные вызовы. Оно формировалось; набирались спасатели с большим опытом, в основном, с опытом работы на земле, далее они тренировались и обучались десантированию, работе в воздухе, получали все необходимые лицензии и сейчас уже полностью готовы к работе по заданию Правительства Москвы в помощь жителям столицы.

Помимо работы пожарных вертолетов Ка-32 и спасательной группы, в ходе учений были отработаны действия санитарного вертолета ВК117С-2, который совершил посадку с авиамедицинской бригадой на борту на пересеченной местности. Бригада врачей «воздушных» врачей и ЦЭМП оказала первую помощь условно пострадавшему и в срочном порядке госпитализировала его в больницу.

Пять вертолетов ВК117 С-2 оснащены современным медицинским оборудованием и чаще всего используются для санитарных перевозок

Пять вертолетов ВК117 С-2 оснащены современным медицинским оборудованием и чаще всего используются для санитарных перевозок

 «Работа очень интересная, романтичная, ну и конечно ответственная. Иногда приходиться принимать решения в считанные секунды — от этого зависит жизнь пациента. Стараемся это делать по принципу «золотого часа», благодаря этому смертность снижается в десятки раз», — говорит врач-реаниматолог, анестезиолог Анатолий Пономарев.

XqRVksn71K-1000x700-
Санитарные вертолеты — это самая оперативная скорая помощь, потому что для крылатой машины или как её ещё называют «летающая реанимация» пробки нипочем. Спасать человеческие жизни стало ежедневной работой для всех, кто работает в Московском авиационном центре. Отправляют медицинские вертолеты на экстренные вызовы, когда счёт идет на минуты: инсульты, инфаркты, падения с высоты, ожоги, ДТП и пожары. Всё это тяжелые случаи, когда потерпевшего необходимо доставить в больницу за 10-15 минут. Вертолеты и экипажи ГКУ «МАЦ» выполняют от 5 до 7 вылетов в день. Благодаря винтокрылым машинами удается максимально быстро добраться до места вызова и спасти человеческие жизни. В любую точку столицы бригада врачей и спасателей долетает максимум за 7 минут, а в Новую Москву за 15. Причем приземлиться любой вертолет может даже на проезжей части.

«Вызовы бывают разные, начиная чрезвычайными ситуациями, заканчивая инфарктами и инсультами. Чаще всего это вызовы на дорожно-транспортные происшествия. Мы оказываем помощь чаще всего на земле, но также можем оказывать помощь и в небе. Как правило, если это крайне тяжелое состояние пациента то это протезирование жизненно важных функций, например, при нарушении дыхания, проведение искусственной вентиляции легких. Следим за такими жизненно важными показателями как пульс, давление, сердцебиение. И выполнение определенных манипуляций по стандартам первой медицинской помощи, и доставляем пациента специализированный стационар города Москвы»

Анатолий Пономарев, врач реаниматолог, анестезиолог Московского авиационного центра

В свою очередь командир вертолета Вячеслав Ивлиев, признается, что управлять винтокрылой скорой в городе даже сложнее, чем в горах. И это несмотря на то, что за плечами командира летного отряда «Московский авиационный центр» имеется боевой опыт, а многие его подопечные прошли Афганистан и ликвидировали аварию на ЧАЭС.

ZMA_9386_kopiya

Следует отметить, что на предстоящем Чемпионате мира по футболу FIFA 2018, который пройдёт в России, авиамедицинские бригады будут работать круглосуточно: пилоты получили лицензию для ночных полетов, а сотрудники Центра уже проходят специальную подготовку.

«Мы прошли подготовку для выполнения задач ночью. С начала июня мы переходим на круглосуточные дежурства на наших медицинских вертолетах, будем дежурить и в светлое, и темное время суток. Летчики прошли спецподготовку для выполнения посадок на площадки с самостоятельным подбором, на необозначенные площадки ночью, как в черте города, так и на территории муниципальных округов. Все площадки нами облетаны, летный состав подготовлен к выполнению задач. Также нами был выполнен облет площадок предполагаемых мест базирования команд, которые участвуют в Чемпионате. Работа в этом направлении идёт полным ходом»
Вячеслав Ивлиев, командир летного отряда Московского авиационного центра

ZMA_8943_kopiya

В число особых заслуг Московского авиационного центра входит непосредственное участие в ликвидации последствий таких крупных происшествий, как крушение «Невского экспресса» на Октябрьской железной дороге, взрывы в метро на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры», катастрофа на перегоне «Славянский бульвар», столкновение двух поездов под Наро-Фоминском. А также тушение сложнейшего пожара в одной из башен «Москва Сити», пожара в Северном Медведково, пожар в поселке Шишкин Лес, эвакуация пострадавших при пожаре в ТРЦ «РИО» и т.д. Кроме этого «МАЦ» осуществлял санитарно-авиационную эвакуацию в период Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Базируется «Московский авиационный центр» на территории международного аэропорта «Остафьево».

yi5YHll9I1-1000x700-
Сегодня Московский авиационный центр имеет в своем составе 10 воздушных судов: тяжеловес Ми-26Т (1 ед.), вертолет среднего класса Ка-32А (3 ед.), многоцелевой ВК117 С-2 (5 ед.) и легкий вертолет Bell-429 (1 ед.). Из десяти вертолетов авиационного центра пять находятся на круглосуточном дежурстве. Иногда приходится выполнять по 6 экстренных вылетов в день. За 15 лет существования воздушная скорая Москвы спасла около 5000 жизней.

ZMA_9403_kopiya

Справка:

Первыми вертолетами, которые появились в ГКУ «МАЦ» стали две машины Ка-32А и один Ми-26Т. Тогда же Центр принял на баланс 5 посадочных площадок при городских клинических больницах с диспетчерскими пунктами и 2 площадки на МКАДе. В 2007 году в Центр поступил третий вертолет Ка-32А, на котором позже была установлена и освоена экипажем специальная система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения. Эта уникальная и единственная на территории всей России система обеспечивает направление огнегасящего состава непосредственно в зону очага возгорания на любом этаже высотного здания. В 2009-2009 году закупленные городом Москвой санитарные вертолеты ВК117С-2 поступили в Центр. В том же году авиационный центр получил лицензию на осуществление медицинской деятельности, что позволило оказывать авиационно-санитарную помощь исключительно собственными силами – в МАЦе появились штатные врачи анестезиологи-реаниматологи. В связи с расширением границ столицы, в оперативное управление МАЦ были переданы 22 вертолетные площадки, находящиеся на территории Троицкого и Новомосковского административных округов. В 2015 году для нужд города Правительством Москвы были закуплены и переданы в Центр еще два медицинских вертолета ВК117С-2, что позволило почти в 2 раза увеличить количество вылетов на экстренные эвакуации пострадавших. В том же году авиамедицинскими бригадами была оказана помощь на месте происшествия и госпитализировано в лечебные учреждения столицы около 500 человек, а в 2016 году экипажами санитарных вертолетов было спасено больше 800 человек. С начала 2018 года авиамедицинскими бригадами оказана помощь на месте и эвакуировано в лечебные организации Москвы почти 200 человек. На ежедневном дежурстве сейчас находятся 3 санитарных вертолета, готовых постоянно оказывать помощь пострадавшим.

Автор:
Степан Змачинский

Материал взят с портала МЧС Медиа