ГКУ “МАЦ” на учениях по ликвидации и предупреждению
ЧС, связанных с весенним половодьем

Масштабные тактико-специальные учения по ликвидации чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья прошли в Новой Москве на территории деревни Рыжово поселения Вороновское. В учениях приняли участие силы и средства Московского пожарно-спасательного гарнизона и подразделения Комплекса городского хозяйств, в том числе и «Московский авиационный центр» Департамента ГОЧСиПБ.

По замыслу учений из-за перелива воды на плотине руслового пруда на реке Поляница, произошло подтопление территории жилого поселения, в зоне которого оказались 106 дачных и приусадебных участков. Необходимо срочно эвакуировать 62 человека, из них 10 детей.

В ходе тактико-специальных учений отрабатывались и проверялись методы быстрого и эффективного спасения пострадавших и эвакуация их в безопасный район.

Для проведения спасательной операции были привлечены два вертолета «Московского авиационного центра», которые продемонстрировали возможности авиации в 4 эпизодах учения. Для начала, санитарный ВК-117С-2 провел мониторинг ледовой и паводковой обстановки на месте ЧС, чтобы определить места нахождения людей, места подтоплений и зон риска.

_tAYqtex6Pk
Далее, экипаж пожарного вертолета Ка 32А с помощью установленной на нем гидравлической системs захвата «ГРАПЛ» поднял смытый в русло реки автомобиль, который блокировал свободный отток воды. Надо сказать, что данный маневр достаточно сложный и в гражданской авиации приравнивается к работам высшего пилотажа.

Фото: Владимир Смоляков

«Это совершенно другая технология выполнения полетов, – рассказал командир воздушного судна Александр Суконин, как раз тот самый пилот, который выполнял на учениях все работы на вертолете Ка 32А, – здесь необходимо в совершенстве обладать всеми навыками работы в блистер. Это выпуклое окно в кабине пилота. Нужно совмещать управление воздушным судном с одновременным осмотром территории внизу и определением места захвата. Не каждый это умеет, задача довольно сложная».

У пилота «Московского авиационного центра» Александра Суконина большой опыт работы в гражданской авиации, в том числе и в выполнении подобных задач. С системой гидравлического захвата ему приходилось летать не только в поле, как на учениях по ликвидации в период весеннего половодья, но и решать задачи по трилевке древесины в лесу, что гораздо сложнее! Поэтому поднять автомобиль в воздух пилоту не составило большого труда, тем более с земли ему помогали два работника медико-спасательной службы «Московского авиационного центра».

wCZjpa2K28s«Было 4 эпизода, из которых в 2 принимали участие наши спасатели, – рассказал спасатель международного класса, заместитель начальника медико-спасательной службы ГКУ МАЦ, Александр Панормов, – Первый эпизод достаточно интересный и технологически сложный. Имитировалась ситуация, где якобы снесенный паводком автомобиль попал в узкое место и препятствует ходу воды, в результате которого возникает запруда. В таких ситуациях трудно подогнать кран, вот здесь как раз и выручает авиация.

Когда подлетел вертолет, оборудованный гидравлической системой захвата, я и мой коллега находились на земле и помогали экипажу заводить ГРАПЛ на объект. После этого, пилот Александр Суконин с легкостью поднял автомобиль и торжественно пролетел с ним перед трибуной, чтобы продемонстрировать гостям и участникам, как все это работает
».

В то же время к санитарному вертолету «Московского авиационного центра» уже несли пострадавших. Свои способности показывала авиа медицинская бригада, состоящая из пилотов и врача анестезиолога-реаниматолога ГКУ «МАЦ» и врача и фельдшера «Центра экстренной медицинской помощи». Условно пострадавшим была оказана помощь на месте, были проведены подготовительные манипуляции к полету, продемонстрированы возможности медицинского оборудования на борту воздушного судна с дальнейшей эвакуацией в лечебную организацию Москвы.

_DSC5825«Вертолеты ВК117 в санитарном варианте, – прокомментировал работу авиации первый заместитель директора «Московского авиационного центра» Владимир Фёдоров, – практически каждый день у нас выполняют задачи по спасению людей. Ежедневно в Москве дежурят три таких вертолета со всем необходимым на борту. Авиамедицинские бригады вылетают по вызову Центра медицинской помощи на ДТП, пожары, падения с высоты, к людям с инфарктами и инсультами и т.д. Вертолеты в пожарно-спасательном варианте вылетают, конечно же, реже, но, тем ни менее, когда требуется помощь, участвуют в тушении почти всех крупных пожаров в столице»

Правда, на этих учениях экипаж пожарного вертолета Ка 32А, следуя тематике паводка, демонстрировал другие навыки. После работы с ГРАПЛ вертолет со спасателями «Московского авиационного центра» на борту полетел на помощь людям, провалившимся под лед. Десантная группа с использованием специальных подвесных систем спустилась по лебедке с воздуха и извлекла из полыньи местных жителей, которые пытались самостоятельно покинуть место ЧС, передвигаясь по тонкому льду речки.

_DSC5835
«Этот эпизод, – комментирует спасатель международного класса ГКУ «МАЦ» Александр Панормов, – мы выполняли в кооперации с ребятами из МГПСС. Они на катере подошли, мы с воздуха. Спасатели ГКУ «МАЦ» спустились на лебедке, вытащили людей из проруби. Одного забрали на вертолет, другого на катер. Нужно сказать, что в реальности катер, как правило осуществляет патрулирование и поиск людей на большом пространстве, забрать всех пострадавших он не может. Но он может связаться с коллегами из авиации и попросить их о помощи. Вертолет прилетит, начнет вытаскивать людей из воды, а катер дальше будет продолжать патрулирование. Ка 32А может забрать на борт до 7 пострадавших. Плюс, конечно же, у авиации есть большое преимущество. Там, где другое транспортное средство будет добираться до пострадавших час или два, вертолет прилетит за 15 минут. В случае паводка он может выполнять челночные рейсы – забирать людей и возвращаться обратно в течение короткого времени. А катер пока туда, пока обратно. Вертолет же может спасать людей, пока горючее не закончится».

Фото: Владимир Смоляков

Во время спасательной операции на воде экипаж вертолета удерживал воздушное судно в режиме висения. Это, кстати, так же достаточно сложная задача, в которой пилоту необходимо избегать маятниковых колебаний лебедки, чтобы не усложнять работу спасателям.

«Это, как удержать мяч на одном пальце, – сравнивает режим висения вертолета пилот Александр Суконин, – только здесь ты несешь ответственность еще и за других людей».

«Московский авиационный центр» еще раз блестяще показал высокопрофессиональную и слаженную работу, продемонстрировав сложнейшие элементы высшего пилотажа, собранность и отличную подготовку. Причем, это касается не только экипажей вертолетов, воздушных спасателей, но и других служб учреждения, которые руководили полетами с земли, координировали слаженность действий и т.п.

QhhRASNk4ZI