История

В 1995 году Правительство Москвы принимает ряд мер для авиационного обеспечения деятельности оперативных служб столицы. В соответствии с этим для экстренной доставки пострадавших при ДТП или чрезвычайных происшествиях в последующие три года были построены вертолетные площадки с командно – диспетчерскими пунктами (КДП) при московских больницах: ГКБ № 15, № 20, НИИ СП им Н.В. Склифосовского, ГКБ № 7, № 71 и две на МКАДе без КДП.

В 1998 году функции организации эксплуатации площадок и обеспечения приема-выпуска вертолетов с пострадавшими возложили на специально созданную службу, которая стала обеспечивать ежедневное дежурство вертолетов легкого класса типа ВО-105 и ВК 117. В мае же 2003 года по решению Правительства Москвы в соответствии с «Концепцией развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года» на базе этой службы было создано Государственное учреждение «Московский авиационный центр» (ГУ «МАЦ»), который является бюджетным учреждением и полностью финансируется столицей.

Первыми вертолетами, которые появились в «Московском авиационном центре» на этапе формирования, стали две машины Ка-32А и один Ми-26Т. Тогда же Центр принял на баланс 5 посадочных площадок при городских клинических больницах с диспетчерскими пунктами и 2 площадки на МКАДе.

В 2004 году основные усилия Центра были направлены на восстановление ресурса вертолетов и комплектование эскадрильи пожарных воздушных судов летным и инженерно-техническим составом. В тот же период летчики переквалифицировались на вертолеты Ка-32А, была проведена большая работа по созданию командного пункта (центра) управления воздушными судами.

Свое формирование Московский авиационный центр завершил к 1 июня 2004 года: укомплектованность сотрудниками составила 32%, было подготовлено 5 экипажей, из них три – на Ка-32А и два – на Ми-26Т. В тот же день один из вертолетов Ка-32А поставили на дежурство по тушению пожаров.

Спустя год «МАЦ» начинает принимать активное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Так, наиболее крупными пожарами, к тушению которых привлекались силы Центра, были:

  • на заводе «Серп и молот»;
  • в Вернисаже «Измайлово»;
  • на медицинских складах на улице Чермянская;
  • на складах Черкизовского рынка;
  • в театре имени Немировича – Данченко;
  • в театре Петросяна (ул. Петровка).
  • в здании Московского института государственного и корпоративного управления;
  • в реставрационном центре им. Грабаря;
  • в научно-производственном объединении «Алмаз-Антей»;
  • в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского;

В июне 2006 года в соответствии с распоряжением Правительства Москвы авиационная группа «МАЦ» принимала участие в тушении крупномасштабных пожаров в Греческой Республике.

В 2007 году в ГУ «МАЦ» поступил третий вертолет Ка-32А RA-31060, на котором через два года была установлена и освоена экипажем специальная система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения. Эта уникальная и единственная на территории всей РФ система обеспечивает направление огнегасящего состава непосредственно в зону очага возгорания на любом этаже высотного здания.

В 2008-2009 году летный состав освоил вертолеты ВК117С-2, закупленные городом Москвой, на которых начал выполнять авиационно-санитарные работы. Надо сказать, что в том же году авиационный центр получил лицензию на осуществление медицинской деятельности, что позволило оказывать авиационно-санитарную помощь исключительно собственными силами. То есть, в МАЦе появились и оснащенные медтехникой вертолеты, и собственные штатные врачи.

В последующие годы «Московский авиационный центр» принимал активное участие в экстренной эвакуации пострадавших при крушении «Невского экспресса» на Октябрьской железной дороге, при пожаре в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», взрывах в метро на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры», в тушении масштабных лесных пожаров 2010 года, в авиационном обеспечении ликвидации последствий катастрофы самолёта Ту-154 с польским президентом на борту в Смоленске, самолёта Як-42 в аэропорту Туношна города Ярославль и т.д.
В 2011 году тип Государственного учреждения «Московский авиационный центр» изменен на казенное.

В 2012 году авиационная группа ГКУ «МАЦ» выполняла задачи по оказанию медицинской помощи при проведении тестовых соревнований в рамках подготовки к Зимним Олимпийским Играм в Сочи. В последующем же, уже на самих XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских Играх работники Московского авиационного центра принимали активное участие в оказании экстренной медицинской помощи и доставке пострадавших в лечебные учреждения города Сочи – так, было эвакуировано 10 пострадавших спортсменов.
В апреле 2012 года вертолеты «МАЦ» участвовали в тушении чрезвычайно сложного пожара делового центра «Москва-Сити». Очаг возгорания необходимо было ликвидировать в ночное время при отрицательных температурах и порывах ветра до 15 м/с. Чтобы выполнить эту задачу, экипажам Учреждения пришлось прибегнуть к высоко профессиональным маневрам, которые использовались в мировой практике авиации впервые.

Чуть позже, в связи с расширением границ столицы, в оперативное управление «МАЦ» были переданы 22 вертолетные площадки, находящиеся на территории Троицкого и Новомосковского административных округов.

В 2015 году для нужд города Правительством Москвы были закуплены еще два медицинских вертолета ВК117С-2, которые в настоящее время активно эксплуатируются в «МАЦ».
Сегодня «Московский авиационный центр» имеет в своем составе 10 воздушных судов: тяжеловес Ми-26Т (1 ед.), вертолет среднего класса Ка-32А (3 ед.), многоцелевой ВК117 С-2 (5 ед.) и легкий вертолет Bell-429 (1 ед.). Вертолёты Ка-32А и Ми-26Т, в основном, применяют для тушения пожаров с воздуха. Пять вертолетов ВК117 С-2 оснащены современным медицинским оборудованием и чаще всего используются для санитарных перевозок. Bell-429 задействован для мониторинга, воздушной разведки и обеспечения работ Комиссии по чрезвычайным ситуациям Москвы.

В настоящее время ГКУ «МАЦ» ежедневно осуществляет круглосуточное дежурство одного пожарного вертолета Ка-32А и трех санитарных ВК117С-2 – два из них дежурят  в аэропорту «Остафьево», третий  находится на вертолетной площадке при ГКБ № 15. Вертолеты и экипажи ГКУ «МАЦ» выполняют от 5 до 7 вылетов в день для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП и других чрезвычайных ситуациях.

За 13 лет своей истории ГКУ «МАЦ» доказал свою способность оперативно реагировать на любые чрезвычайные ситуации, какими бы сложными они не были. У нас работают высококлассные специалисты, настоящие профессионалы своего дела, которые в экстремальных условиях оказывают всестороннюю помощь пострадавшим во время чрезвычайных ситуаций, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и других бедствий.

Сегодня ГКУ «МАЦ» — это мощная, отлаженная система оперативного реагирования, которая на самом высоком, передовом уровне решает поставленные перед ним задачи.