История

В 1995 году Правительство Москвы принимает ряд мер для авиационного обеспечения деятельности оперативных служб столицы. В соответствии с этим для экстренной доставки пострадавших при ДТП или чрезвычайных происшествиях в последующие три года были построены вертолетные площадки с командно – диспетчерскими пунктами (КДП) при московских больницах: ГКБ № 15, № 20, НИИ СП им Н.В. Склифосовского, ГКБ № 7, № 71 и две на МКАДе без КДП.

В 1998 году функции организации эксплуатации площадок и обеспечения приема-выпуска вертолетов с пострадавшими возложили на специально созданную службу, которая стала обеспечивать ежедневное дежурство вертолетов легкого класса типа ВО-105 и ВК 117. В мае же 2003 года по решению Правительства Москвы в соответствии с «Концепцией развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года» на базе этой службы было создано Государственное учреждение «Московский авиационный центр» (ГУ «МАЦ»), который является бюджетным учреждением и полностью финансируется столицей.

Первыми вертолетами, которые появились в «Московском авиационном центре» на этапе формирования, стали две машины Ка-32А и один Ми-26Т. Тогда же Центр принял на баланс 5 посадочных площадок при городских клинических больницах с диспетчерскими пунктами и 2 площадки на МКАДе.

В 2004 году основные усилия Центра были направлены на восстановление ресурса вертолетов и комплектование эскадрильи пожарных воздушных судов летным и инженерно-техническим составом. В тот же период летчики переквалифицировались на вертолеты Ка-32А, была проведена большая работа по созданию командного пункта (центра) управления воздушными судами.

Свое формирование Московский авиационный центр завершил к 1 июня 2004 года: укомплектованность сотрудниками составила 32%, было подготовлено 5 экипажей, из них три – на Ка-32А и два – на Ми-26Т. В тот же день один из вертолетов Ка-32А поставили на дежурство по тушению пожаров.

Спустя год «МАЦ» начинает принимать активное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Так, наиболее крупными пожарами, к тушению которых привлекались силы Центра, были:

  • на заводе «Серп и молот»;
  • в Вернисаже «Измайлово»;
  • на медицинских складах на улице Чермянская;
  • на складах Черкизовского рынка;
  • в театре имени Немировича – Данченко;
  • в театре Петросяна (ул. Петровка).
  • в здании Московского института государственного и корпоративного управления;
  • в реставрационном центре им. Грабаря;
  • в научно-производственном объединении «Алмаз-Антей»;
  • в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского;

В июне 2006 года в соответствии с распоряжением Правительства Москвы авиационная группа «МАЦ» принимала участие в тушении крупномасштабных пожаров в Греческой Республике.

В 2007 году в ГУ «МАЦ» поступил третий вертолет Ка-32А RA-31060, на котором через два года была установлена и освоена экипажем специальная система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения. Эта уникальная и единственная на территории всей РФ система обеспечивает направление огнегасящего состава непосредственно в зону очага возгорания на любом этаже высотного здания.

В 2008-2009 году летный состав освоил вертолеты ВК117С-2, закупленные городом Москвой, на которых начал выполнять авиационно-санитарные работы. Надо сказать, что в том же году авиационный центр получил лицензию на осуществление медицинской деятельности, что позволило оказывать авиационно-санитарную помощь исключительно собственными силами. То есть, в МАЦе появились и оснащенные медтехникой вертолеты, и собственные штатные врачи.

В последующие годы «Московский авиационный центр» принимал активное участие в экстренной эвакуации пострадавших при крушении «Невского экспресса» на Октябрьской железной дороге, при пожаре в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», взрывах в метро на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры», в тушении масштабных лесных пожаров 2010 года, в авиационном обеспечении ликвидации последствий катастрофы самолёта Ту-154 с польским президентом на борту в Смоленске, самолёта Як-42 в аэропорту Туношна города Ярославль и т.д.

В 2011 году тип Государственного учреждения «Московский авиационный центр» изменен на казенное.

В 2012 году авиационная группа ГКУ «МАЦ» выполняла задачи по оказанию медицинской помощи при проведении тестовых соревнований в рамках подготовки к Зимним Олимпийским Играм в Сочи. В последующем же, уже на самих XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских Играх работники Московского авиационного центра принимали активное участие в оказании экстренной медицинской помощи и доставке пострадавших в лечебные учреждения города Сочи – так, было эвакуировано 10 пострадавших спортсменов.

В апреле 2012 года вертолеты «МАЦ» участвовали в тушении чрезвычайно сложного пожара делового центра «Москва-Сити». Очаг возгорания необходимо было ликвидировать в ночное время при отрицательных температурах и порывах ветра до 15 м/с. Чтобы выполнить эту задачу, экипажам Учреждения пришлось прибегнуть к высоко профессиональным маневрам, которые использовались в мировой практике авиации впервые.

16

Чуть позже, в связи с расширением границ столицы, в оперативное управление «МАЦ» были переданы 22 вертолетные площадки, находящиеся на территории Троицкого и Новомосковского административных округов.

В 2015 году для нужд города Правительством Москвы были закуплены еще два медицинских вертолета ВК117С-2, которые в настоящее время активно эксплуатируются в «МАЦ».

Если считать с 2009 года, с начала работы авиамедицинских бригад санитарными вертолетами ГКУ «МАЦ» было эвакуировано около 5000 человек.

Наиболее значимыми ЧС 2016-2018 года, в ликвидации которых принимали участие экипажи ГКУ МАЦ» это:

  • Тушение пожара в поселке «Шишкин лес» и эвакуация пострадавших.
  • Эвакуация пострадавших при пожаре в ТРЦ «РИО».
  • Тушение ночного пожара в Северном Медведково.
  • Тушение пожара в ТЦ «Синдика», двумя вертолетами Ка-32А было сброшено почти 500 тонн поды.
  • Эвакуация пострадавших в аварии с участием автобуса у станции метро «Славянский бульвар» в декабре 2017 года.
  • Эвакуация пострадавших при пожаре в ТЦ «Персей»
  • Тушение крупных пожаров 2018 года в конце мая – начале июня (пожары на Южнопортовой).

853A4541-2

Сегодня «Московский авиационный центр» имеет в своем составе 10 воздушных судов: тяжеловес Ми-26Т (1 ед.), вертолет среднего класса Ка-32А (3 ед.), многоцелевой ВК117 С-2 (5 ед.) и легкий вертолет Bell-429 (1 ед.). Вертолёты Ка-32А и Ми-26Т, в основном, применяют для тушения пожаров с воздуха. Пять вертолетов ВК117 С-2 оснащены современным медицинским оборудованием и чаще всего используются для санитарных перевозок. Bell-429 задействован для мониторинга, воздушной разведки и обеспечения работ Комиссии по чрезвычайным ситуациям Москвы.

В настоящее время ГКУ «МАЦ» осуществляет круглосуточное дежурство одного пожарного вертолета Ка-32А, дневное дежурство второго пожарного вертолета Ка-32А в аэропорту «Остафьево»  и санитарных ВК117С-2 –  и на территориях городских клинических больниц:  № 15 имени О.М. Филатова (ул. Вешняковская, дом 23) и № 79 имени С.С. Юдина (Коломенский проезд., 4). Причем, на территории ГКБ имени С.С. Юдина вертолеты Московского авиационного центра дежурят круглосуточно.

Экипажи санитарных вертолетов выполняют от 5 до 7 вылетов в день каждый для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП и других чрезвычайных ситуациях, треть из которых приходится на ночное время.

За 16 лет своей истории ГКУ «МАЦ» доказал свою способность оперативно реагировать на любые чрезвычайные ситуации, какими бы сложными они не были. В Московском авиационном центре работают высококлассные специалисты, настоящие профессионалы своего дела, которые в экстремальных условиях оказывают всестороннюю помощь пострадавшим во время чрезвычайных ситуаций, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и других бедствий.

Сегодня ГКУ «МАЦ» — это мощная, отлаженная система оперативного реагирования, которая на самом высоком, передовом уровне решает поставленные перед ним задачи.