Контроль над небом: профессия зрелых людей

Экипажи Московского авиационного центра (ГКУ МАЦ) совершают полеты в городской зоне, которая очень сложна для навигации. Каждый полет, вплоть до секунды, необходимо строго согласовывать с соответствующими органами управления и контроля. Оборудование, установленное сейчас на центральном пункте управления, позволяет более полно контролировать организацию полетов вертолетов и еще эффективнее взаимодействовать с городскими и федеральными органами управления в Московском аэроузле.

Есть в ГКУ МАЦ диспетчеры, которые постоянно находятся на вертолетных площадках при семи городских клинических больницах и обеспечивают взлет и посадку санитарных вертолетов Московского авиационного центра. Они доводят до экипажа всю полетную информацию: сообщают о метеоусловиях на площадке, о ее состоянии, о работе радиосветотехнического оборудования и передают другие необходимые данные.

Что это за профессия и где на нее учиться? Об этом расскажет диспетчер полетно-информационного обслуживания Рамиль Калимулин.

Kalimulin-768x576

— Рамиль, а как вы сами стали диспетчером?

— Я кадровый офицер, с 1972 по 2002 год проходил службу в различных точках мира. Всю жизнь посвятил авиации. Служил в Западной Украине, Польше, на Сахалине, в Буденновске. Участвовал в военных действиях в Чечне. После демобилизации из армии в 2003 году пришел в МАЦ. Конечно, сначала очень скучал по небу, ведь на вертолетах служил всю свою сознательную жизнь! Но моя профессия диспетчера теперь тоже неразрывно связана с небом, а степень ее ответственности трудно переоценить…

—   И какие у вас обязанности?

— Если кратко, то это — полетно-информационное обеспечение. Диспетчер должен знать авиационные правила, воздушную навигацию, технические данные вертолетов, метеорологию и многое другое. У каждого специалиста есть свои обязанности, он их выполняет и четко понимает, что должен делать в конкретной ситуации.

Так, в случае возникновения чрезвычайной ситуации или крупного пожара, оперативная группа из трех человек вместе с дежурным диспетчером выезжает к месту происшествия.

IMG-20190626-WA0001-768x576

 — Основные требования к профессии?

— Это, конечно, стрессоустойчивость и огромное чувство ответственности. Если авиадиспетчер хочет построить успешную карьеру, то ему крайне важно развивать надпрофессиональные навыки. Фокусировка на задачах, скорость реакции, внимательность к мелочам и хорошая память крайне важны для данной профессии. И даже если вы профессионал-асс, все равно диспетчеру нужно раз в три года проходить повышение квалификации и, в зависимости от классности, раз в 1-3 года подтверждать действующее свидетельство авиадиспетчера. Наша работа сопряжена с ответственностью за жизни людей, всего города, поэтому ошибки в ней просто недопустимы.

— А где можно получить эту профессию?

— Конечно, есть вузы. К числу наиболее престижных высших учебных заведений для получения профильного образования относятся: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Московский государственный технический университет гражданской авиации. МАИ – Московский авиационный институт. Южно-Уральский государственный университет (Челябинск). Но я бы сказал, что это профессия требует еще и профессиональных навыков. Нужно хорошо знать машины, которые поднимаются в небо, а для этого нужна практика. Поэтому сначала я бы порекомендовал стать пилотом, а уже потом идти в профессию. Эта профессия для зрелых людей.

Kalimulin-1-750x450

— Расскажите, что особенно запомнилось в уходящем году?

— Каждое ЧП в городе с применением авиации МАЦ для нас — ответственная работа. Все вызовы по-своему сложные. Когда оперативная группа оказывается на месте, она докладывает о своем прибытии руководителю тушения пожара, осматривает местность, анализирует происходящее, определяет возможности применения вертолетов и связывается с экипажем: дает ему всю полетную информацию, сообщает о самой ЧС – что горит, можно тушить или нет. А также сообщает пилотам о возможных местах забора воды. Множество условий должно быть соблюдено для возможности применения вертолетов.  Ведь представьте, когда в городских условиях в очаг пожара сбрасывается не одна тонна воды, нужен не просто точный, а филигранный расчет, чтобы попасть в цель и не причинить вреда окружающим.

— Тема создания научного интеллекта стремительно из области фантастики (вспомним книгу книга Станислава Лема «Дознание») переходит в реальность.  Не уйдут ли в скором времени профессии пилота и диспетчера, не заменят ли их умные машины?

— В скором времени – вряд ли. Деятельность авиадиспетчера, действительно, автоматизируется очень быстро. Однако контроль над работой приборов и вынесение окончательного решения в случае чрезвычайной ситуации остается за человеком. А значит, эта профессия еще долго будет востребована.

Нина ДОНСКИХ.

“Мой Дом Москва”