“МАЦ” в составе гражданской обороны столицы

4 октября 2016 года Россия отмечает День гражданской обороны, которой исполняется 84 года. Изначально служба  называлась общесоюзная система противопожарной обороны, а в 1961 году она уже была переименована в гражданскую.
Сегодня –  это отлаженная, эффективно работающая система, которая оказывает экстренную помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций и в нашей стране, и за рубежом. В состав гражданской обороны входят противопожарная служба, поисково-спасательные подразделения, войска гражданской обороны и авиация. Все эти службы работают в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия
.

В нашем материале сегодня речь пойдет об одном из таких учреждений – «Московском авиационном центре» (ГКУ «МАЦ»), который на протяжении многих лет под управлением департамента ГОЧСиПБ и в тесном взаимодействии с департаментом здравоохранения столицы выполняет все авиационные работы на территории Москвы и ТиНАО по предупреждению и ликвидации ЧС. Это, можно сказать, уникальная организация, потому что другой такой в России нет. Вертолеты «Московского авиационного центра» каждый день задействованы на вылетах к местам ДТП, на перевозке тяжелобольных людей, на облете и мониторинге пожароопасных территорий. А, если вдруг в столице случается ЧС (крупный пожар, взрыв, крушение поезда и т.п.), и здесь экипажи авиационного центра бок о бок работают со спасателями, врачами и пожарными экстренных служб.primer_3

«Наш День рождения, – рассказывает директор «Московского авиационного центра» Кирилл Святенко, – 13 мая 2003 года. Именно тогда Правительство Москвы приняло решение о создании своей авиационной службы по тушению пожаров и спасению людей. Причем, основная наша задача – это именно спасение людей. Сегодня все крупные мегаполисы мира: Ньюйорк, Вашингтон, Сан Паоло имеют в своих оперативных службах авиационную составляющую”.

Небольшие размеры и  высокая маневренность вертолетов делает их просто незаменимыми в обеспечении безопасности больших городов и потребностей различных оперативных служб. Способность экстренного реагирования даёт возможность спасать многие человеческие жизни. Ведь из-за большого количества пробок, машинам «скорой помощи» добраться, к примеру, до мест ДТП вовремя, порой, невозможно. Дежурные же вертолеты «Московского авиационного центра» до любой точки столицы, включая территорию Новой Москвы долетают всего за 5-15 минут.

-Только за этот год, – рассказывает командир воздушного судна ГКУ «МАЦ» Денис Гусев, – нашими вертолетами в больницы Москвы было доставлено почти 700 человек, и среди них не только взрослые, но и, к сожалению, дети, которые в последнее время  нередко становятся пострадавшими в ДТП. Кстати, важно сказать, что с этого года у сотрудников ГКУ «МАЦ» появилась еще одна задача – вылетать на доставку тяжелобольных в городские медучреждения. Особенно это актуально для Новой Москвы, учитывая ее отдаленность от специализированных медицинских учреждений. В оперативном управлении «Московского авиационного центра» находится 6 специально оборудованных вертолетных площадок при лечебных учреждениях столицы. Одна и них, на территории НИИ неотложной детской хирургии и травматологии организована прямо на крыше хирургического корпуса. Есть так же площадка на 35-м км. МКАД, и еще 22 находятся на территории Новой Москвы.img_1094

 «Есть один очень важный нюанс, – поясняет директор ГКУ «МАЦ» Кирилл Святенко, – врачи, которые приезжают, к примеру, на каретах скорой помощи к месту какого либо происшествия – взрыв, пожар и т.п. не имеют права входить в зону ЧС. В составе же наших экипажей все врачи – авиационного центра и центра экстренной медицинской помощи (ЦЭМП) имеют квалификацию спасателей. Поэтому они работают непосредственно в зоне ЧС, оказывают пострадавшим необходимую медицинскую помощь на месте и доставляют их в лечебные учреждения.

И за примерами далеко ходить не надо. Совсем недавно, в августе минувшего лета в поселке «Шишкин лес» случился крупный пожар на лакокрасочном заводе. «В тот день, – рассказывает врач-реаниматолог-анестезиолог Московского авиационного центра Александр Сергеев, – я находился на дежурстве вместе с пилотами и врачами ЦЭМПа на санитарном вертолете ВК 117С-2. Нам поступил вызов на ДТП в поселок «Шишкин Лес». Когда мы прилетели на место предполагаемой аварии, ее не обнаружили, зато заметили столб черного дыма…Пожар, сразу поняли мы, – значит, нам туда». В зоне ЧС сразу обнаружили первого пострадавшего. Это был водитель бензовоза, 50% тела которого покрывали ожоги 2-3 степени тяжести. «Человек находился в состоянии шока, был растерян и не понимал, что происходит, – рассказывает Александр Сергеев,- Мы на месте начали оказывать первую помощь: восстановили дыхание, обезболили, перевязали ожоги. Пока заносили его на носилках в наш вертолет, поступило сообщение, что из огня вытащили еще одного человека. Он находился в ясном сознании, но пострадал от огня почти так же, как и первый».

img_3003

Александр Сергеев вместе с другими медработниками оперативных служб в тот день сработал очень быстро. Экстренная помощь  двум пострадавшим в пожаре была оказана всего за 3-5 минут. После, в сопровождении медицинской бригады, состоящей из медработников ГКУ «МАЦ» и ЦЭМПа они были доставлены вертолетом в 36 ГКБ. «В небе мы постоянно проводим мониторинг состояния больных, – поясняет Сергеев: проверяем пульс, дыхание, сердечный ритм, измеряем давление». 17 минут, и вертолет на земле уже встречала реанимационная бригада больницы.

Пока экипажи санитарных вертолетов авиационного центра занимались пострадавшими, его же противопожарные вертолеты Ка-32А помогали оперативным службам на земле тушить пожар с воздуха. «Сигнал о пожаре поступил в 10.45, – рассказывает командир 2 авиационной эскадрильи ГКУ «МАЦ» Владимир Волков, – мы с ребятами (второй пилот Кузнецов Д.В. и бортмеханик Самохин А.И.) сразу же вылетели и прибыли первыми. В это время пожар на заводе полыхал уже во всю мощь. Его тушили оперативные службы пеной и водой с земли, но было очевидно, что традиционного способа здесь недостаточно. Пожару была присвоена вторая категория сложности, черный дым стоял столбом, была необходима срочная помощь вертолетов «МАЦ» со специальным водосливным устройством ВСУ 5, которое позволяет сбрасывать на очаг возгорания сразу до 5 тонн огнегасящей жидкости.

«Была организована двусторонняя устойчивая связь со штабом пожаротушения, – продолжает свой рассказ Владимир Волков, –и мы приступили к тушению пожара. Работали больше 2 часов,– это я о своей команде, – поясняет смущенно Владимир, – полностью потушили пожар и улетели на аэродром в Остафьево».image

Владимир Волков, как, впрочем, практически все летчики авиационного центра, скромно не договаривает. На самом деле, все не так просто было. Место пожара находилось в окружении высоковольтных линий, что осложняло его тушение. Чтобы точно слить жидкость на очаг возгорания, необходимо было снижаться прямо в эпицентр огня. Не у всех летчиков это получается. Не каждый может так искусно маневрировать.

«Экипаж Владимира Волкова, – рассказывает Михаил Щежин, помощник директора ГКУ «МАЦ» по организации летной деятельности и обеспечению безопасности полетов (при ликвидации ЧС в Шишкином Лесу – руководитель полетов) – отличился на тушении пожара особенно. Все команды выполнялись быстро и четко, а сливы, которые производились на очаг возгорания – попадали точно в цель. Ни единого промаха! И это, учитывая большое количество высоковольтных линий».

За 13-летнию историю Московского авиационного центра накопилось немало подобных подвигов. Правда, как говорят, сами сотрудники центра, для них – это не геройство и не подвиг. «Спасать людей – это призвание! Наша работа!» – вот как отвечают летчики и спасатели центра на все подобные вопросы.

«Московский авиационный центр» на самом высоком, передовом уровне решает поставленные перед ним задачи. Работа учреждения нашла должную оценку и поддержку Правительства Москвы, которое внимательно наблюдает за авиационным центром и всячески помогает ему. К примеру, в прошлом году Правительством были закуплены и переданы ГКУ «МАЦ» два современных европейских санитарных вертолета. Руководство ГКУ «МАЦ» ясно понимает стоящие перед ним задачи по предотвращению чрезвычайных ситуаций на территории столицы и меру ответственности за их выполнение. Планы и перспективы Государственного учреждения «Московского авиационного центра» направлены на дальнейшее развитие авиационных технологий в целях обеспечения безопасности жителей нашего города.

https://vk.com/id346475401?w=wall346475401_163%2Fall

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=301427290243063&id=100011273829554&pnref=story