Мы все одной крови…

Все-таки Москва – удивительный город, чего в нем только не встретишь! Спустившись по эскалатору на станцию метрополитена, и сев в поезд, я вдруг очутилась в вагоне, стены которого были расписаны артериями и венами, а одна из надписей гласила: «Все мы разные, но кровь у нас одна». Может быть, это изречение так бы и не всплыло в памяти…

Не так давно, беря интервью у директора Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский авиационный центр» Кирилла Святенко, он посетовал на жалобы, в адрес МАЦ из-за вертолетного шума. «Чем не тема?» — подумала я тогда, и решила в ней разобраться.

Суть обращений
Не буду пересказывать дословно обращения людей в МАЦ, все же они имеют частный характер и без согласия авторов делать это неэтично. Суть их сводится к одному знаменателю: шум вертолетов нарушает тишину и покой мирных обывателей. Есть и такие, кто требует радикальных мер: немедленно прекратитьполеты, так как они вредят здоровью и расстраивают нервную систему.

Sanitarnyj-vertolet-v-gorode-768x513

Для спасения людей
Государственное казенное учреждение города Москвы «Московский авиационный центр» (ГКУ «МАЦ») является подведомственной организацией столичного Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Основная задача ГКУ «МАЦ» – это авиационное обеспечение столицы и Московского региона для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий и т. п. В составе МАЦ есть и санитарная авиация, которая 24 часа в сутки стоит на страже здоровья людей. В городе при специализированных медицинских учреждениях есть специальные вертолетные площадки, на которые и садятся в экстренных случаях спасатели и медики, чтобы доставить потерпевших в стационар.

«Полеты вертолетов ВК 117С-2 на вертолетные площадки выполняются с целью экстренной госпитализации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, дорожно-транспортных происшествиях, когда необходимо спасать жизнь людей, находящихся в тяжелом состоянии. Вертолет ВК 117С-2 (ЕС 145) соответствует требованиям части 36 Авиационных правил «Сертификация воздушных судов по шуму на местности» и приложению № 16 к Конвенции о международной организации гражданской авиации «Защита окружающей среды», что подтверждено Сертификатом типа по шуму на местности, выданному Межгосударственным авиационным комитетом», — ответил на обращения граждан первый заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Владимир Сченснович.

Если мы предвидим опасность — мы можем ее предотвратить
Современная философия в области безопасности полетов гласит: «Если мы предвидим опасность — мы можем ее предотвратить».

Впрочем, спросим об этом профессионала.

Для санитарной авиации в МАЦ есть специальные вертолетные площадки, — поясняет начальник авиационной безопасности полетов, помощник директора МАЦ Владимир Одарченко. – Эти площадки находятся на территории специализированных медицинских учреждений, а одна из них – на крыше НИИ Детской хирургии. Для того, чтобы совершить взлет или посадить машину, пилоту понадобится 2-3 минуты. Не думаю, что этот шум для горожан критичен, а человеческая жизнь, которую спасают наши медики – бесценна».

2009-god-vertoletnaja-ploshhadka-pri-NII-NDHiT-768x5762009 год, вертолетная площадка при НИИ НДХиТ.

По словам Владимира Одарченко, москвичи в подавляющем большинстве, с пониманием и большим уважением относятся к работе спасателей. Но бывают и исключения. Так, на площадку возле НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского из соседней многоэтажки стали бросать вещи: кроссовок, какие-то трубы, даже сковородку выбросили. Спасатели обратились к местному участковому, ведь это может напрямую угрожать безопасности полета. Полицейский без труда вычислил хулигана, провел с ним беседу. И больше подобных фактов не повторялось.

«Задача санитарной авиации — сохранить жизнь и здоровье граждан, — говорит В. Одарченко, — а авиация очень уязвима. Поэтому мы проверяем перед полетом не только состояние техники, но даже при транспортировке пострадавших содержимое их багажа на наличие взрывчатых веществ. Сами площадки также находятся под надежной охраной. Вход на них посторонним строго запрещен».

dezhurstvo-na-ploshhadke-GKB-15-768x512Дежурство на площадке ГКБ №15.

Реанимация в небе
Ежегодно экипажами санитарных вертолетов ГКУ “МАЦ” обеспечивается около 1000 заявок НПЦ ЭМП по оказанию экстренной медицинской помощи. Техногенные катастрофы, террористические акты, инфаркты и инсульты – согласитесь, от этого в огромном мегаполисе нет страховки ни у кого.

«В Москве помощь санитарной авиации незаменима. На дорогах бывает сложная обстановка, а к некоторым местам, где случилось ЧП, вообще нет подъезда, – рассказывает врач анестезиолог-реаниматолог МАЦ Анатолий Пономарев. – Кроме того, с присоединением новых территорий площадь города увеличилась почти в 2,5 раза, и оттуда доставлять пациентов по московским дорогам в специализированные клиники проблематично».

SMOL3615-768x512

В медицине, как известно, есть правило «золотого часа» — именно в первые минуты нужно успеть оказать первую помощь, поставить диагноз и определить дальнейшее лечение. Спасти жизнь и доставить пациента в специализированное лечебное учреждение на обычной «скорой помощи» и часа не хватит, а на вертолете пострадавшего доставляют из самых удаленных уголков города в течение 20 минут, тем самым сохраняя ему жизнь и здоровье: вероятность выздоровления без тяжких последствий увеличивается в десятки раз!

Особо востребована санитарная авиация в случаях дорожно-транспортных происшествий, техногенных катастрофах, других ЧС.

DTP-v-Rassudovo-768x576ДТП в Рассудово

Санитарная авиация работает и ночью, и в среднем в день бывает до восьми вызовов. Для города это не критично, и в городском шуме рокот двигателей просто тонет.

«У нас есть еще одно преимущество – помимо того, что в вертолете находятся реаниматолог-анестезиолог и медики ЦЭМП, которые оказывают специализированную помощь пострадавшему, у врачей МАЦ имеется квалификация спасателей. Это значит, что можем входить в зону ЧС, — продолжает разговор Анатолий Пономарев. – Мы имеем возможность зайти на территорию, где случилось ЧС, быстро взять пострадавшего на борт, оказать медицинскую помощь, поддерживать его жизнедеятельность, а при необходимости прямо в небе провести необходимые процедуры: для этого борт вертолета оснащен самым передовым медицинским оборудованием и необходимыми медикаментами. Это, безусловно, намного снижает риск осложнений».

Каждый случай Анатолий считает уникальным. Несколько лет назад под Бекасово столкнулись два поезда. По дороге к месту ЧС проехать было затруднительно, но спасатели на вертолетах добрались до места аварии первыми. Анатолий вспоминает одного паренька, у него было проникающее ранение в брюшную полость. Его жизнь решали минуты, и благодаря санитарной авиации парня спасли. Первую помощь оказали еще в небе, на борту вертолета, а затем перевезли за считанные минуты в специализированную клинику.

Особо переживают спасатели за детей. Летом учащаются случаи падения из окон. Так, благодаря санитарной авиации удалось спасти жизнь ребенка, который выпал с 16 этажа!

Средь шума городского…
Кстати сказать, помимо медицинских задач, Московский авиационный центр помогает в тушении пожаров, поиске людей, доставке спасателей к месту происшествия и т.д. Люди этого уникального по своим задачам учреждения ежедневно стоят на страже безопасности и здоровья москвичей.

Jevakuacija-sanitarnym-vertoletom-GKU-MAC-mladenca-768x576Эвакуация санитарным вертолетом ГКУ МАЦ младенца

А теперь представьте, что в Москве нет санитарной авиации.

Сегодня мы полны сил и энергии, но что будет завтра – никто не знает. Может быть, помощь спасателей , не дай бог (!) понадобится вам, вашим родным и близким, вашей маме, с которой случился инсульт. Не случайно в начале этой статьи я вспомнила, что все мы – одной крови… А наша жизнь полна сюрпризов, и не всегда – приятных. Так давайте будем относиться к людям этой профессии с должным пониманием и уважением.

… Вот и из окон моей квартиры постоянно доносятся звуки клаксонов – живу почти на перекрестке. Но ведь в голову не приходит жаловаться на проезжающий мимо окон транспорт? Мы же – горожане, и жить средь шума городского – наша среда. А если над вашим домом пролетает вертолет, вспомните, может быть сейчас на кону стоит чья-то жизнь…

Нина Донских.
http://moydom.moscow/2019/08/28/my-vse-odnoj-krovi/