Небесный десант: как работает вертолетное
подразделение спасателей Москвы

МОСКВА, 24 апр – РИА Новости. Московские безопасники освоили новый фронт работ – с 1 апреля вертолетное аварийно-спасательное подразделение ГКУ “Московский авиационный центр” (МАЦ) перешло на круглосуточный режим работы. Теперь спасатели-десантники на борту Ка-32А готовы оказать помощь пострадавшим при крупных ДТП или обрушении инженерных объектов в любое время суток. Как они тренируются и зачем вертолету “клешня”, сайт “РИА Новости” выяснил на учениях в ТиНАО.

Фото Рамиль Ситдиков РИА новости

Фото Рамиль Ситдиков РИА новости

Аварийно-спасательная служба МАЦ на вертолетах – единственное в Москве формирование воздушных спасателей, сформированное для помощи жителям города. По словам руководителя подразделения Александра Панормова, сейчас в его состав входят 30 высококвалифицированных специалистов, дежурящих по 4 человека в смену.

“Все наши спасатели прошли жесткий отбор и являются лучшими представителями своей профессии”, – отметил Панормов.

Фото Рамиль Ситдиков РИА новости

Фото Рамиль Ситдиков РИА новости

Воздушные спасатели натренированы работать как в городских, так и в природных условиях. Для каждого конкретного происшествия они экипируются соответствующим образом: туристическое и альпинистское снаряжение для поисково-спасательных операций в лесах, гидравлическое и пневматическое оборудование для ликвидации транспортных аварий, медицинские укладки для оказания первой помощи.

“Тренировки готовятся долго и тщательно, они максимально приближены к реальным ситуациям. В этот раз мы отрабатываем столкновение двух машин в отдаленном районе ТиНАО, куда наземная аварийная служба доберется нескоро из-за возникшего дорожного затора”, – объяснил спасатель МАЦ Дмитрий Гришаев.

Фото Рамиль Ситдиков РИА новости

Фото Рамиль Ситдиков РИА новости

На ликвидацию ДТП спасатели подразделения вылетают на борту Ка-32А, одном из десяти вертолетов в оперативном управлении МАЦ. По словам руководителя службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Александра Панормова, борт вылетает на место происшествия уже спустя пять минут после поступления заявки. При этом путь до ТиНАО у экипажа занимает не больше 20 минут.

“Мы получаем значительную фору во времени. Если есть пострадавшие, задача спасателей – вписаться в так называемый “золотой час”, в этот период шансы на спасение человека максимально высоки”, – рассказал Панормов.

1552997491_0_0_2756_1836_600x0_80_0_0_6694ac5d2099378da50eb124424f4cf2
На место ДТП спасатели десантируются беспосадочным способом: вертолет висит в воздухе, пока члены аварийного подразделения спускаются на землю по тросу. Как отметил Панормов, спасатели сразу высаживаются с носилками, гидравлическими ножницами и другим специальным оборудованием, подвешенным к спусковой системе.

“Это немного осложняет нашу работу, но максимально снижает время реагирования”, – подчеркнул руководитель формирования.

После высадки спасатели приступают к деблокировке пострадавшего из смятого автомобиля. С помощью гидравлических ножниц они срезают двери машины, чтобы обеспечить доступ к травмированному водителю. Его осматривают на повреждения, проверяют дыхательные пути, фиксируют шею медицинским воротником. Затем перемещают на носилки для дальнейшей транспортировки в больницу.

1552997158_0_0_3071_2048_600x0_80_0_0_813687981605017d643faf28cedb5445
Для транспортировки пострадавшего к спасательной операции привлекают другой борт Московского авиационного центра – санитарный ВК117С-2, экипаж которого состоит из квалифицированных медиков. Оперативную помощь травмированному водителю начинают оказывать с момента, как его переносят в санитарный вертолет, и вплоть до передачи врачам на земле.

Как только санитарный вертолет поднимается в воздух, пространство над местом аварии снова занимает массивный Ка-32А, теперь уже оснащенный системой гидравлического захвата ГРАПЛ. Огромную “клешню” на 30-метровом тросе используют специально для разбора заторов, растаскивания автомобилей или лесных завалов.

Фото Рамиль Ситдиков РИА новости

Фото Рамиль Ситдиков РИА новости

Максимальный размах захвата ГРАПЛа – чуть больше двух метров, грузоподъемность – 5 тонн. Прицеливаться пилотам помогают спасатели, работающие на земле, при необходимости они вручную направляют “клешню” на нужный объект.

“Данный маневр достаточно сложный, в гражданской авиации он приравнивается к работам высшего пилотажа”, – отметил Панормов.

Фото Рамиль Ситдиков РИА новости

Фото Рамиль Ситдиков РИА новости

Для расчистки дороги борту хватает одного захода. Захваченный “клешней” автомобиль вертолет переносит на безопасное от места аварии расстояние всего за несколько минут.
Руководитель подразделения напомнил, что формирование воздушных спасателей МАЦ не единственное, работающее в режиме 24/7. Круглосуточно в Москве дежурят два вертолета: санитарный и пожарный. Еще два санитарных борта следят за безопасностью жителей днем.

РИА новости