«Никто не знал, что происходит…». Работники Московского авиацентра
вспоминают первые дни после Чернобыльской катастрофы

26 апреля 1986 года ровно 33 года назад произошла самая крупная авария в истории атомной энергетики – катастрофа на Чернобыльской АЭС.

2600 кв. км загрязненной территории, более 120 000 эвакуированных людей из 100 городов и сел…Сегодня мы скорбим по ушедшим и чествуем ветеранов – ликвидаторов этой страшной катастрофы. Рискуя собственным здоровьем, а иногда и жизнью, они выполняли свой долг и подарили жизнь миллионам людей.

Фото взято из открытых источников

Фото взято из открытых источников

В Московском авиационном центре работает несколько участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС:

Петров А.Н. – бортинженер
Буслюк С.И. – авиационный техник по радиооборудованию
Макеев В.И. – главный специалист по гражданской обороне

Александр Петров оказался в зоне Чернобыльской аварии в первые дни после взрыва на четвертом энергоблоке. Командировка на ЧАЭС заняла чуть меньше недели.

«Двадцать шестого апреля мы прилетели в Чернобыль (человек 30 нас было) и 1 мая нас уже убрали. Когда мы туда прилетели, никто еще не знал, что там происходит. Наша задача изначально звучала как «перегонка авиационной техники для тушения пожара. Базировались вертолеты в Овруче», — рассказывает Александр, – Только по прибытию мы узнали, что случилась очень большая беда, когда увидели, что народ большими автобусами эвакуируют», — рассказывает Александр.

Фото из личного архива Петрова А. (на переднем плане)

Фото из личного архива Петрова А. (на переднем плане)

Несколько дней экипаж Александра Петрова забрасывал тлеющий реактор песком.

«Туда пригнали десятки вертолетов, все типы, которые были на тот момент. Их было настолько много, что трудно было встать в очередь за грузом, который нужно сбросить».

После командировки Александра Петрова отправили в госпиталь на 3 недели. К счастью, никаких отклонений в состоянии здоровья у борттехника, как и у его сослуживцев, не нашли.

«Радиация, она чем плоха? – комментирует Александр, – Кратковременно ты ее даже не почувствуешь. Даже, если будет большая доза. Опасно длительное воздействие. Когда мы летали, наш прибор на вертолете показывал 500 рентген. Это смертельная доза радиации…Но на здоровье она, как выяснилось, никак не повлияла. Хоть мы и сделали заходов 40-50. Но кратковременно!»

Александр Петров в наши дни

Александр Петров в наши дни

Сергей Буслюк в 1986 году обслуживал вертолеты в том же учебном авиационном центре в Торжке, где служил Александр Петров. В Чернобыль Сергей попал уже с последней партией вертолетов центра— с 10 мая по 4 июня 1986 года.

«Перед экипажами Ми-26 поставили тогда следующую задачу: поливать дороги и площадки в Припяти сахарной патокой, чтобы прибить к земле радиоактивную пыль, – вспоминает Сергей Буслюк, – Авиатехникам выдали приборы-накопители, которые считали ежедневную дозу радиации. Никаких изменений в самочувствии мы не почувствовали. Да и потом, по возвращении к врачам нас не отправляли. На здоровье никто не жаловался, в отличие от летчиков».

По словам Сергея, после прибытия эскадрильи в Торжок вертолеты пытались очистить и отмыть. Но радиация никуда не исчезла. В итоге винтокрылые машины просто списали в утиль.

Сергей Буслюк в наши дни

Сергей Буслюк в наши дни

Владимир Макеев, сегодня – главный специалист по гражданской обороне в ГКУ «МАЦ», а в 1986 году- старший лейтенант, служил на время той страшной катастрофы в Киевском полку, который входил в состав МОБ отряда, сформированного на постоянной основе для ликвидации каких-либо ЧС. 26 апреля весь полк подняли по тревоги и направили в город Припять для проведения спецработ.

«Первая и основная задача нашего взвода состояла в том, чтоб в течение двух суток в Припяти, пока не приступили к эвакуации людей, производить замеры уровня радиации воздуха. Делали мы это через каждые 2 часа с помощью прибора ДП-3Б», – вспоминает Владимир.

После двух дней работ полк Владимира Макеева перебросили в Варовичи, там проходила дорога, где был основан пункт санитарной обработки техники.

Киевский полк, 1986 год. Впереди  Петр Зборовский, за ним слева на фото - Владимир Макеев

Киевский полк, 1986 год. Впереди Петр Зборовский, за ним слева на фото – Владимир Макеев

«Была установлена допустимая доза излучения автомобилей, которые мы могли пропускать, и которые мы не должны были пропускать. Если машина не проходила по допустимости радиации, мы ее мыли, а затем заново измеряли. Выезжали из города различные машины. Это были машины с людьми, продуктами, с какими-то промышленными товарами, но наша задача была проверять только автомобили, не более».

До 3 мая Владимир пробыл в Варовичах, потом по приказу командира, вернулся в Киев, где спустя полгода снова занялся санитарной обработкой техники, только уже на пунктах вокруг украинской столицы.

«Я там пробыл около месяца и как раз там уже были более жесткие требования по обработке техники, которая входила в Киев. На этих пунктах были установлены датчики измерения уровня радиации в автономном режиме».

Владимиру Макееву повезло меньше, чем предыдущим двум нашим героям. В госпитале он лежал, но, спустя полтора года после работ по ликвидации аварии на ЧАЭС, возникли определенные проблемы со здоровьем, которые сопровождают Владимира и по сей день.

Владимир Макеев в наши дни

Владимир Макеев в наши дни

«Я могу сказать так, смотря на фотографию, где мы шагаем на построение молодыми лейтенантами во главе с командиром, (см.фото со взводом во главе с Петром Зборовским) сейчас в живых уже почти никого не осталось, ребята ушли все в молодом возрасте».

Сегодня Владимир Макеев, Александр Петров и Сергей Буслюк так же, как и 33 года назад посвящают свою жизнь спасению людей. Работая в авиации экстренного реагирования, они каждый день находятся на страже безопасности москвичей.

Мы выражаем искренние слова благодарности всем ликвидаторам за их мужество, героизм и самопожертвование. Героям-ликвидаторам и их семьям пожелаем спокойствия, мира и крепкого здоровья, пусть никакие беды и разрушения не коснутся вас! А мы будем вечно помнить тот великий подвиг, который совершили для нас эти смелые и храбрые люди.

Вертолеты над Чернобылем

Вертолеты над Чернобылем