Правило «Золотого часа»

Командир санитарного вертолета рассказал, как небо спасает людей

В гаражных боксах на Ленинградском шоссе, недалеко от станции метро «Речной вокзал» произошла утечка газа.Раздался взрыв. Мужчина, красивший в это время подвал гаража, получил ожоги больше половины тела. За ним вылетел санитарный вертолет.
– Мы были на месте уже через 7 минут после взрыва, – рассказывает командир воздушного судна ВК117С-2 «Московского авиационного центра» (ГКУ «МАЦ») Денис Гусев. – И успели отвезти мужчину в больницу №36.

Путь по небу быстрее

Ежедневно в Московском авиационном центре (ГКУ “МАЦ”, подведомственное столичному Департаменту ГОЧСиПБ ) дежурят три санитарных вертолета.
– В машинах «скорой» нет такого оборудования. У нас есть даже аппараты ИВЛ и дефибрилляторы, – рассказывает Денис. – А важно сделать все, чтобы человек жил.
В экипаж входят 2 летчика, медработники «МАЦ» и Центра экстренной медицинской помощи. Одна машина может забрать двух тяжелых и по необходимости еще третьего сидячего.
Вертолеты вылетают на любое происшествие, где требуется экстренная медицинская помощь.
– Недавно было ДТП, погибло 9 человек, сгорело 2 автомобиля. Двое выживших были в тяжелом состоянии. Одного мы доставили в НИИ им. Склифосовского, а второго – в ГКБ №36, – вспоминает Денис Гусев.
В другом ДТП пострадала молодая женщина и двое грудных детей.
– Мы были на месте через 6 минут, оказали первую медицинскую помощь, чтобы подготовить пострадавших для транспортировки. Полетели в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Все это заняло около 20 минут, – говорит Денис. – Детей спасли.

Часто вертолетами перевозят тяжелых больных из Новой Москвы в столичные больницы.
– Есть правило «золотого часа». Если не успеешь за это время, шансы выжить у пострадавших уменьшаются. К сожалению, при автомобильных перевозках людей часто «теряют» по дороге, – говорит Денис. – Недавно мы доставляли мужчину с острым коронарным синдромом. Успели.

Право летать над Москвой

 – Мой дед тоже был пилотом. И свой первый полет я совершил вместе с ним на вертолете «Ми 2», когда мне было около семи лет. Помню, сидел перед штурвалом у деда на коленках и даже немного управлял, – рассказывает Денис.
После школы он поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище. Служил в ВВС. А потом устроился на работу в МАЦ.
– Я хотел летать над Москвой, – рассказывает Денис. – Здесь много проводов и препятствий, и сложно выбирать площадки, для этого нужен отдельный навык.
Дедушка Дениса умел пилотировать не только вертолеты, но и самолеты.
– Я тоже решил проверить, смогу ли. Учился пилотировать самолет в Америке и Дубае, работал в бизнес-авиации, летал по России и за границу. Но вертолеты мне все равно ближе, там больше драйва, – говорит пилот.

Знания на “семерку”

Пилоты «МАЦ» знают английский и обладают отличным здоровьем. Но, главное, как говорит Денис, постоянно читать.
– Пилот, который перестает читать профессиональную литературу, – плохой пилот, – говорит он. – Вертолет – машина, с которой может что-то случиться, например, отказать двигатель. Ты должен понимать, что делать, а не впадать в панику. Практика показывает, что то, что ты знаешь «на 5» на земле, в воздухе знаешь «на 3». Значит, надо знать «на 7».

Алена КАЛАБУХОВА