Рожденные летать: помните о правовом поле!

Появление квадрокоптеров (на профессиональном языке их чаще называют беспилотными летательными аппаратами — БПЛА) позволило перевернуть многие традиционные представления о фотографии, видеосъемках, доставке небольших грузов и т. д.
Однако далеко не всегда отечественные владельцы беспилотников осведомлены о действующих в различных странах законах, о чем свидетельствуют многочисленные форумы и сообщества фанатов беспилотной авиации. Иногда незнание законов может вызвать большие проблемы.

BLA3-750x450

Скоро в силу вступает Постановление Правительства РФ от 25 мая 2019 г. N 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации». В нем говорится о правилах учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг. Исключение — беспилотники, временно ввозимые иностранцами для участия в соревнованиях по авиамодельному спорту.

Беспилотные летательные аппараты смогут совершать полеты на высоте до 150 метров без получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения. Правда, если полеты над какой-то территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам в небо вход запрещен. Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота, подчеркивается в документе.

BLA-768x512

Что же на практике?

… БПЛА или дроны уже давно получили более широкое применение, чем использование в силовых структурах и специализированно-коммерческих сферах. Теперь их можно увидеть и в частных руках.

По всему миру разрабатываются и внедряются правила использования беспилотных летательных аппаратов для регулирования полетов и ликвидации потенциальных опасностей, которые, к сожалению, не редкость. К примеру, неопознанный беспилотник был близок к столкновению с Airbus А320 во время приземления в лондонском Хитроу летом 2014 года.

Начальник инспекции по обеспечению безопасности полетов Московского авиационного Центра Александр Арбузов рассказывает, что в их практике были случаи, когда воздушные судна в полете встречали квадракоптер. Их используют часто для того, чтобы снять, как думают их владельцы, «красивую картинку», чтобы затем быстро выложить ее в интернет или отдать в СМИ.

«Это, безусловно, отражается на безопасности полетов», — говорит Александр. — Хорошо, если беспилотник повредит, к примеру, только стекло кабины, а что может быть, если он попадет в лопасти летящей машины, работающей в городских условиях? Жертв при таком столкновении может быть очень много».

Печально, но люди и понятия не имеют о существующем воздушном законодательстве, о структуре воздушного пространства, о воздушном Кодексе РФ, который устанавливает правовые основы деятельности авиации, и в их числе – безопасность полетов.

BLA2-768x512

Сергей Козуля, летчик-спасатель, полет

«Мне вспоминается один случай, рассказывает пилот МАЦ Сергей Козуля. – Мы тушили пожар в ТЦ Синдика. У нас на подходе к очагу возгорания свои технологии, я докладываю обстановку на землю и вдруг вижу, что прямо на меня несется беспилотник. Если бы не огоньки, которые на нем были, мы бы его не заметили, и он влетел бы прямо к нам в кабину. Последствия этого были бы катастрофические. Мы резко ушли в сторону, доложили обстановку, а за нами летел следующий вертолет! БПЛА убрали. Конечно, они мешают нашей работе и в местах ЧС не должны присутствовать».

Для того, чтобы вывести воздушное судно в небо, нужна специальная подготовка. В Коломне есть тренировочная база, где учат управлению БПЛА, и прежде, чем начать подготовку, тем, кому предстоит управлять беспилотниками, рассказывают о существующем законодательстве.
«Все полеты должны проходить через службу управления воздушного движения», — считает Сергей Козуля.

«Был еще один случай, — вспоминает пилот. – Мы тушили пожар на 1-й Магистральной улице. Там квадракоптеры работали по согласованию. Когда мы уходили на забор воды, они появлялись в воздухе и производили съемку, когда же наши машины приближались к очагу возгорания – квадракоптеры уходили в сторону. Работали параллельно».
Где теперь летать москвичам со своими дорогими игрушками? Где и раньше — на пустырях. А еще лучше – в специально отведенных зонах.

Москва – город, закрытый для полетов в принципе. Даже авиация МАЦ поднимается в небо только по специальному согласованию с соответствующими структурами.
Таким образом, для запуска беспилотника необходимо получать разрешение. КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа за нарушение указанных выше правил, однако, если нарушение было малозначительным, то нарушитель может быть освобожден от уплаты штрафа. Однако нужно помнить, что Россия внедрила в законодательство правила эксплуатации квадрокоптеров, исходя из которых все беспилотники (включая и квадрокоптеры), имеющие массу более 250 гр., должны пройти обязательную регистрацию.

Регистрацию беспилотного летательного средства осуществляет специально уполномоченный государственный орган, выдающий владельцу дрона соответствующую документацию. На ее основании пользователь может получить официальное разрешение на полет коптера. Но, нужно помнить, что закон рекомендует не поднимать дрон на высоту более 50 м (ПДУ), дабы избежать возможного столкновения с воздушными судами.

Таким образом, по новому законодательству все беспилотные летательные аппараты весом более 250 грамм подлежат учету. Владелец подает заявление о постановке на учет в Федеральном Агентстве Воздушного транспорта в течение 10 дней с даты приобретения или ввоза в страну беспилотника. Если судно было изготовлено самостоятельно, то заявление нужно подать до начала его использования. До начала выполнения полетов на беспилотник нужно нанести присвоенный ему учетный номер.

BLA1

«Следует помнить, что над некоторыми территориями полеты могут быть ограничены на постоянной основе или запрещены в принципе. Так, для защиты важных государственных объектов и ключевых промышленных комплексов в воздушном пространстве над ними могут устанавливаться запретные зоны (п. 29 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 451). Для проведения стрельб на полигонах, работ с боеприпасами, взрывных работ, осуществления научных исследований в атмосфере и т. д. устанавливаются зоны ограничения полетов. Полеты над такими территориями возможны только при условии получения разрешения лиц, в интересах которых такие зоны установлены, за исключением ряда случаев», — поясняет Александр Арбузов.

Конечно, БПЛА не должны создавать помех в воздухе при ЧС. Вопрос, что важнее, красивая картинка или человеческие жизни, спасение имущества и т. д. даже не может быть озвучен. Ответ на него однозначен: главное – работа спасателей.
Будет ли работать новое законодательство – покажет время. В нем остается много вопросов, к примеру, кто будет регулировать регистрацию БПЛА: производитель, поставщик, торговые сети? Да и до самих потребителей кто и как будет доносить эту информацию?

Конечно, хотелось бы, чтобы все владельцы БПЛА помнили, запуская в небо свою игрушку: они вступают в зону ответственности. Не только перед законом, но и перед своей совестью.

Нина Донских

Мой дом Москва