Санитарная авиация спасает жизни

Министр здравоохранения России Вероника Скворцова на мероприятии «Час с министром» в Общественной палате РФ сообщила, что Минздрав продолжит развивать санитарную авиацию в России. «Больше всего нас волнует экстренная медицинская помощь, которая должна оказываться в течение «золотого часа». Для того, чтобы уменьшить риск смерти и развития жизнеугрожающих состояний, мы можем спасти примерно 7,5-8 тыс. жизней в год только благодаря тому, что в 34 регионах мы увеличиваем мощности санитарной авиации. Нам надо нарастить примерно на 30-35% объемы санитарной авиации. Хотя за последние два года мы в два раза уже нарастили, но пока мы находимся на 70% отметке. Это одно из направлений, по которому мы будем работать в дальнейшем», – сказала В. Скворцова.skvorcova-v-i

Опыт Департамента здравоохранения города Москвы в этом отношении можно считать образцовым и достойным для внедрения в других регионах страны. Руководитель ведомства А.И. Хрипун неоднократно рассказывал о том внимании, которое уделяется в столице развитию санитарной авиации в столице и о том, что во многом именно благодаря этому за последние несколько лет удалось значительно сократить смертность при ДТП в Москве.

Чтобы убедиться в высоком уровне подготовки экипажей и степени технической готовности столичной санитарной авиации, мы отправились в ГКУ «Московский авиационный центр», который уже много лет выполняет все санитарно-авиационные работы в столице и московском регионе.

– Два вертолета ВК 117С-2, – рассказывает директор ГКУ «МАЦ» Кирилл Святенко, – ежедневно дежурят на аэродроме «Остафьево» и на вертолетной площадке при ГКБ №15. Вся авиатехника очень надежна. Закупленные в прошлом году по решению правительства Москвы вертолеты произведены в Европе и отвечают всем современным требованиям: могут летать в любую погоду, и внутри оснащены современным медицинским оборудованием. Надо сказать, что в ноябре «Московский авиационный центр» планирует поставить на постоянное дежурство еще один, третий санитарный вертолет.

На борту дежурного вертолета находятся два пилота и два врача.

– По сути, это отделение реанимации в миниатюре, – поясняет врач-реаниматолог-анестезиолог Московского авиационного центра Анатолий Пономарев. – Человек перестает дышать? Сразу подключаются аппараты искусственной вентиляции легких. Нарушается сердечная деятельность? Применяется дефибриллятор. Все поверхности вертолета диэлектрические, поэтому мы можем выполнять кардиоразряды в полете, не нарушая технику безопасности.img_7798

– Есть один очень важный нюанс, — продолжает директор ГКУ «МАЦ» Кирилл Святенко, – врачи, которые приезжают, к примеру, на каретах скорой помощи к месту какого либо происшествия – взрыв, пожар и т.п. не имеют права входить в зону ЧС. В составе же наших экипажей все врачи – авиационного центра и центра экстренной медицинской помощи (ЦЭМП) – имеют квалификацию спасателей. Поэтому они работают непосредственно в зоне ЧС, оказывают пострадавшим необходимую медицинскую помощь на месте и доставляют их в лечебные учреждения.

Небольшие размеры и высокая маневренность вертолетов делает их просто незаменимыми в обеспечении безопасности больших городов и потребностей различных оперативных служб столицы. Способность экстренного реагирования даёт возможность спасать многие человеческие жизни. Ведь из-за большого количества пробок машинам «скорой помощи» добраться, к примеру, до мест ДТП вовремя порой невозможно. Дежурные же вертолеты «Московского авиационного центра по вызову Научно-практического центра медицинской помощи (ЦЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы могут подняться в воздух, развить скорость до 275км в час и долететь в самую дальнюю точку столицы, включая территорию Новой Москвы всего за 7-15 минут.

– Это очень важно, – комментирует заместитель директора ЦЭМПа по медицинской части Сергей Гуменюк, – поскольку правило “золотого часа” имеет огромное значение для жизни человека. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов на благоприятный исход.

Ежедневно в среднем экипажи «Московского авиационного центра совершают над столицей 4-5 вылетов. Так, например, только за текущий год с мест ДТП и ЧС было госпитализировано вертолетами более 700 человек.img_1148

Кстати, важно сказать, что с этого года у сотрудников ГКУ «МАЦ» появилась еще одна задача – вылетать на доставку тяжелобольных в городские медучреждения. Особенно это актуально для Новой Москвы, учитывая ее отдаленность от специализированных медицинских учреждений. В оперативном управлении «Московского авиационного центра» находится 6 специально оборудованных вертолетных площадок при лечебных учреждениях столицы. Одна и них, на территории НИИ неотложной детской хирургии и травматологии организована прямо на крыше хирургического корпуса. Есть так же площадка на 35-м км МКАД, и еще 22 находятся на территории Новой Москвы.

Итак, мы убедились, что намерения министра здравоохранения Вероники Скворцовой опираются на реальный, практический опыт, успешно реализованный Департаментом здравоохранения города Москвы.

Санитарная авиация спасает жизни