“Скорая” на винте

Более 400 вылетов выполнили уже новые медицинские вертолеты в Москве. Два новых вертолета Московского научно-практического центра экстренной медицинской помощи (ЦЭМП) в этом году выполнили уже 432 вылета, хотя за весь прошлый год отработали всего 593 вызова. Об этом вчера журналистам сообщил замдиректора ЦЭМП по медицинской части Сергей Гуменюк, продемонстрировав все преимущества винтокрылых машин.

Два вертолета практически полностью покрывают потребности Москвы в медавиации – они дежурят на территории 15-й городской больницы им. Филатова и на аэродроме Остафьево, перекрывая Москву с двух сторон.  Машины способны в течение 7-15 минут подлететь в любую точку Москвы, включая присоединенные территории, и оперативно доставить больных и пострадавших в лечебные учреждения, – пояснил Гуменюк. – Это очень важно, поскольку правило “золотого часа” имеет огромное значение для жизни и смерти. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов на благоприятный исход. По словам Гуменюка, особенно летающие неотложки важны для Новой Москвы, откуда на обычной карете “скорой помощи” до стационаров добраться порой очень непросто – сказываются и расстояния, и пробки на дорогах. Вертолеты же развивают скорость до 275 км/час и могут перевезти одновременно до трех пострадавших, включая двух в тяжелом состоянии. Практически во всех больницах скорой помощи Москвы для них есть посадочные площадки. В больнице им. Филатова она, например, наземная – к нужному корпусу пациентов от вертолета отвозит машина. Закупленные в прошлом году вертолеты произведены в Европе. Они отвечают всем современным требованиям: могут летать в любую погоду. Главное, чтобы была достаточная видимость. Внутри тоже оснащены по последнему слову медтехники. “По сути, это отделение реанимации в миниатюре, – говорит врач-реаниматолог-анестезиолог Московского авиационного центра Анатолий Пономарев. – Человек перестает дышать? Сразу подключаются аппараты искусственной вентиляции легких. Нарушается сердечная деятельность? Применяется дефибриллятор. Все поверхности диэлектрические, поэтому мы можем выполнять кардиоразряды в пути, не нарушая технику безопасности”.

Экипажи для вертолетов ЦЭМПа проходят строгий отбор – многие из летчиков, к примеру, бывали в “горячих точках” и работали в военной авиации. В медицинском вертолете обычно находятся два летчика и два врача. Вылетают чаще всего на всевозможные ЧП – пожары, взрывы, ДТП. В случае последних помощь с неба играет особую роль. Во время аварий, к примеру на МКАД, где традиционно собираются пробки и обычной машине “скорой помощи” пробиться к пострадавшему крайне сложно. Речь же там зачастую идет о секундах, способных спасти чью-то жизнь. Во многом благодаря именно развитию медицинской авиации и оснащению больниц современным оборудованием за последние 10 лет смертность в ДТП в Москве упала вдвое. Только за минувшие полгода число погибших в автоавариях снизилось на 17%.

Текст: Александр Мелешенко.

Источник «Российская газета» №7029 (161)