Спасти за минуты:
как прошли учения Московского авиационного центра

Спасатели эвакуировали пострадавшего на вертолете и показали, как они тушат высотные пожары и разбирают завалы.

19 августа Россия отмечает День воздушного флота. В преддверии этого праздника Московский авиационный центр (МАЦ) провел учения недалеко от села Остров Московской области. Свои возможности продемонстрировали экипажи трех вертолетов: двух — модели Ка-32А и одного — медицинского ВК117С-2.

056A9284

Волшебники на вертолетах: как работает Московский авиационный центр

Спасатели тушили условный пожар, разбирали завал, оказывали первую помощь пострадавшему и эвакуировали его. Учения организовал столичный Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, в структуру которого входит МАЦ.

Тонны воды, чтобы потушить пожар

Самым первым в воздух поднялся вертолет Ка-32А, оснащенный уникальной системой вертикального, горизонтального и бокового пожаротушения. Между собой пилоты называют ее «пушка». Она незаменима для тушения пожаров в высотных зданиях.

«Пушка» позволяет точно прицелиться и бить мощной струей воды в очаг возгорания. Например, в открытое окно горящей комнаты.

Во время учений условным очагом возгорания стало высокое дерево на берегу Москвы-реки. Процесс выглядит так: вертолет Ка-32А подлетает к воде, зависает над ее поверхностью, в реку спускают широкий шланг, через который вода поступает в баки. Благодаря мощным насосам вертолет успевает набрать три тонны воды за 18 секунд.

Затем пилот поднимает машину, делает круг и выбирает удобную точку для тушения пожара. Сначала экипаж продемонстрировал горизонтальный способ тушения: вертолет зависает на уровне объекта — в данном случае дерева — и из «пушки» стреляет мощная струя воды параллельно горизонту.

Но условия бываю разными, иногда эффективнее сбрасывать воду сверху. Вертолет снова спускается к реке, набирает воду и заходит на второй круг. Теперь три тонны жидкости сбрасываются через специальные створки.

Гидравлический захват, чтобы растащить завал

Еще один вертолет той же модели показал, как можно быстро и эффективно растаскивать завалы. Специально для учений на поле свалили несколько огромных бревен. Задачей экипажа было зависнуть на нужном расстоянии от завала, захватить бревно и перенести его.

«Второй вертолет Ка-32А специально для этой тренировки мы оборудовали гидравлическим захватом “Грапл”. Он применяется для растаскивания завалов или, например, автомобилей во время крупной аварии. Сегодня мы показываем, как с помощью гидравлического захвата можно растаскивать тяжелые бревна. Действия пилотов с системой “Грапл” приравниваются к высокому мастерству. После уже идут строительно-монтажные работы, которые считаются в вертолетной авиации наивысшим пилотажем. В МАЦе есть и такие умельцы», — рассказал командир летного отряда Вячеслав Ивлиев.

Фото Макарова Наталия, КГХ г.Москвы

Фото Макарова Наталия, КГХ г.Москвы

Длина троса составляет 30 метров, грузоподъемность — пять тонн, время сжатия предмета — восемь секунд. Работу можно назвать ювелирной, как бы парадоксально это ни звучало, учитывая размеры механизма и бревен. Тем не менее пилот должен зафиксировать вертолет в определенной точке и не двигаться, а оператор системы — дистанционно захватить предмет.

056A9393

Воздушная реанимация, чтобы спасать жизни

Следующей свои возможности демонстрировала авиамедицинская бригада. В ее составе два пилота и три врача. Вертолет ВК117С-2 — это настоящая воздушная реанимация. Он небольшого размера, но оснащен всем необходимым медицинском оборудованием. Здесь даже есть диэлектрический пол, который позволяет во время полета «запускать» сердце пострадавшему.

«Вертолет оборудован всем, что требуется на этапе эвакуации пострадавшего, вне зависимости от тяжести состояния. Есть монитор, есть дефибрилляторы, диэлектрический пол, лекарства», — рассказал врач анестезиолог-реаниматолог Московского авиационного центра Максим Бродников.

По его словам, работы достаточно много, в среднем в день поступает два-три вызова. Санитарные вертолеты работают на территории Москвы, в том числе в ТиНАО. Чаще всего вертолеты вылетают на инфаркты, инсульты и дорожно-транспортные происшествия.

Фото Фото Макарова Наталия, КГХ г.Москвы

Фото Фото Макарова Наталия, КГХ г.Москвы

На учениях бригада «бэкашки», как называют модель ВК117С-2, отработала сценарий эвакуации пострадавшего. По легенде, девушку укусила змея, и пошла анафилактическая реакция. Медики приземлились около пострадавшей, измерили давление, надели кислородную маску и поставили капельницу. Затем на носилках занесли в вертолет и эвакуировали. Все очень быстро, слаженно и профессионально. Было впечатление, что врачи работают с реальным пострадавшим.

Каждый день в Москве дежурят три санитарных вертолета, причем один — круглосуточно. Впервые круглосуточное дежурство запустили в преддверии чемпионата мира по футболу. После мундиаля бригады должны были вернуться к обычному режиму, но выяснилось, что по ночам санитарный вертолет очень востребован.

056A9519

На страже без перерыва: медицинские вертолеты теперь летают круглосуточно

Вертолеты могут долететь в самую дальнюю точку Москвы, включая территорию ТиНАО, за короткое время — за 7–15 минут. Это позволяет эвакуировать пострадавших в больницы в течение «золотого часа», что сильно повышает шансы на выживание даже в самых серьезных случаях.

Сегодня санитарная авиация Москвы занимает лидирующие позиции в России. Вертолеты Московского авиационного центра совершают до 10 вылетов в день и не просто доставляют людей в больницы, а оказывают им квалифицированную медицинскую помощь уже во время полета. За все время работы авиамедицинских бригад в столице было спасено более пяти тысяч человек.

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы