В День работника гражданской авиации
о Московском авиационном центре

Сегодня Россия отмечает День гражданской авиации. Именно 9 февраля в 23 году прошлого века в нашей стране появился воздушный флот, перед которым поставили задачу перевозить пассажиров, почту, грузы и т.п. Таким образом, Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». А первым воздушным маршрутом, доступным для пассажиров, стал «Москва — Нижний Новгород» протяженностью 420 километров.
Гражданская авиация – важнейшая составляющая единой транспортной системы Российской Федерации. Сегодня все, кто так или иначе связан с ней принимают поздравления. Бесспорно, это праздник и для государственного казенного учреждения «Московский авиационный центр» (ГКУ МАЦ), который так же относится к гражданской авиации, несмотря на неординарность своих задач по сравнению с другими авиационными компаниями. На это учреждение Правительством Москвы возложены все авиационные работы по предупреждению и ликвидации ЧС в столице и Московском регионе. Поэтому задачи, выполняющиеся в МАЦ нередко идут в противовес законам гражданской авиации. Например, запрещенные для других гражданских авиакомпаний полеты над Москвой для экипажей ГКУ МАЦ – ежедневная привычная работа. Каждый день пилоты спешат по вызову к пострадавшим в ДТП, к больным с сердечным приступом, нарушениями мозгового кровообращения и т.п. А, если же в городе случается крупный пожар, когда наземные силы не справляются со стихией, к месту ЧС так же вылетают пожарные вертолеты Московского авиационного центра.

img_3019_32379424862_o

Директор ГКУ МАЦ Кирилл Святенко, Фото МК

«Наш День рождения, – рассказывает директор «Московского авиационного центра» Кирилл Святенко, – 13 мая 2003 года. Именно тогда Правительство Москвы приняло решение о создании своей авиационной службы по тушению пожаров и спасению людей. Причем, основная наша задача – это именно спасение людей. Сегодня все крупные мегаполисы мира: Ньюйорк, Вашингтон, Сан Паоло имеют в своих оперативных службах авиационную составляющую».

Небольшие размеры и  высокая маневренность вертолетов делает их просто незаменимыми в обеспечении безопасности больших городов и потребностей различных оперативных служб. Способность экстренного реагирования даёт возможность спасать многие человеческие жизни. Ведь из-за большого количества пробок, машинам «скорой помощи» добраться, к примеру, до мест ДТП вовремя, порой, невозможно. Дежурные же вертолеты «Московского авиационного центра» до любой точки столицы, включая территорию Новой Москвы долетают всего за 5-15 минут.

В 2016 году экипажами МАЦ оказана медицинская помощь на месте ДТП и госпитализировано в медицинские учреждения города Москвы 821 человек; на тушение пожаров вертолеты авиацентра выполнили 71слив и сбросили на очаг пожара 301 тонну огнегасящей жидкости.IMG-20170109-WA0027

Всего в оперативном управлении Московского авиационного центра 10 воздушных судов. 5 из них – санитарные вертолеты ВК117С-2, 3 пожарных КА-32А, легендарный гигант Ми-26Т и легкий 2-хдвигательный вертолет Bell-429, который чаще всего используется в качестве командного воздушного пункта управления.

В «Московском авиационном центре» собрались лучшие летчики России, 90% которых – бывшие военнослужащие. Пилоты ГКУ МАЦ умеют управлять несколькими типами вертолетов, а некоторые – еще и самолетом. Так, к примеру, в этом году на ежегодном фестивале лучших героев-спасателей «Созвездие мужества» молодой пилот «Московского авиационного центра» Денис Гусев был выбран первым летчиком-спасателем Москвы.

«Мой дед, – рассказывает командир воздушного судна ВК117С-2 2 авиационного звена 2 авиационной эскадрильи ГКУ «МАЦ». Денис Гусев, – летал и на вертолетах, и на самолетах. И я тоже поставил перед собой такую задачу и смог это сделать. Поэтому, когда сейчас меня удивленно спрашивают, почему ты ушел сначала с вертолета на самолет, потом – наоборот, отвечаю: «Я пошел по стопам своего деда» и «Русские пилоты могут все». Тем более те, кто работает в «Московском авиационном центре».

И, действительно, в авиацентре есть летчики, которые управляют легким ВК117С-2 и в то же время легко справляются с такой махиной, как Ми-26.

«Ми 26 – самый большой вертолет в мире, – комментирует один из молодых, но очень перспективных пилотов 2 авиационной эскадрильи 1 авиационного звена ГКУ МАЦ Александр Никитин, который за свою летную практику освоил пять типов вертолетов, – он требует от летчика очень много внимания, бдительности, осмотрительности. Здесь одна только мысль, что ты сидишь в кабине, а позади тебя еще 40 метров вертолета, уже добавляет ответственности. Однако для летчика, который любит свое дело, нет сложностей в технике пилотирования любого вертолета. Просто везде есть нюансы. У каждого летчика есть своя так называемая методика распределения внимания, от которой зависит умение контролировать машину, и управлять ей».

Никитин Александр

Пилот ГКУ МАЦ Александр Никитин

Не случайно экипаж Ми 26 состоит из 6 человек – двух пилотов, штурмана, бортинженера и двух бортоператоров, которые работают, как единый слаженный механизм. Летчики управляют воздушным судном, штурман следит за навигацией, инженер – за исправностью вертолета, а бортоператоры помогают командиру воздушного судна в работе с водосливным устройством. У Ми 26 – это ВСУ 15, которое за раз может набрать до 15 тонн воды.

Ìîñêâà. ÒèÍÀÎ.ïÎñòàôüåâî. Ìîñêîâñêèé Àâèàöèîííûé Öåíòð.

Старший бортоператор ГКУ МАЦ Алексей Копылов. Фото Виктор Хабаров

«У нас получается так, – рассказывает Алексей Копылов, старший бортоператор летного отряда ГКУ МАЦ – при подходе к месту забора воды вертолет носом закрывает пилоту обзор. И в этот момент оператор своими командами помогает пилоту направить воздушное судно таким образом, чтобы максимально быстро и эффективно наполнить ВСУ огнегасящей жидкостью. Как это происходит  -два бортовых оператора находятся в грузовой кабине и через боковые блистеры вертолета смотрят вниз, буквально на глаз определяя курс полета. Там много своих нюансов – направление ветра, его скорость, высота висения судна и т.п. Вот все это учитывается, и через специальное переговорное устройство, передается  в кабину пилотов. Звучит это примерно так – 3 метра влево, 5 метров вправо, ниже, выше и т.п.»  DSC05180

Вертолет Ми 26 «Московского авиационного центра» не раз привлекался на ликвидацию таких крупных ЧС, как крупномасштабные пожары в греческой республике, лесные пожары в Московской области 2010 года, возгорание самой высокой башни «Москва Сити» и т.п.

Стоит отметить, что во время тушения пожара «Москвы Сити» вертолеты МАЦ совершили невозможное! Из всей практики мировой авиации ликвидировать очаг возгорания в таких условиях, которые сложились в 2012 году на ММДЦ «Москва Сити» не приходилось никому! Тогда, кроме Ми 26 работали все пожарные вертолеты МАЦ Ка-32 и даже санитарный ВК117С-2, который использовался для мониторинга зоны возгорания. В итоге, экипажи «Московского авиационного центра» справились со сложнейшей задачей тушения пожара «Москва Сити», за что были отмечены на самом высоком уровне.

Сборос воды Ка-32

 И, кстати, именно после этого стало окончательно понятно, что без авиационной составляющей Москве не обойтись! С воздушными пожарными в столице живется гораздо спокойнее. Вертолеты Московского авиационного центра не раз это доказывали свою эффективность. В итоге с сентября минувшего года один из трех пожарных вертолетов авиацентра Ка-32А был поставлен на круглосуточное дежурство. Это позволило повысить готовность дежурных сил и еще больше усилить безопасность столицы.

«Если раньше, – сообщает командир 1 авиационной эскадрильи 1 авиационного звена Московского авиационного центра Вячеслав Ивлиев, – для подготовки вылета пожарного вертолета в ночное время летному составу необходимо было 2,5-3 часа, то теперь мы сможем вылететь на ЧС в течение 10-15 минут».

В настоящее время в «Московском авиационном центре» более усиленно развивается санитарная авиация. С присоединением новых территорий Новой Москвы в столице заметно увеличилось количество вызовов к тяжело больным людям и пострадавшим на ДТП. Многие летчики авиацентра прошли переучивание на ВК117С-2. А с ноября на постоянное дежурство Московский авиационный центр поставил еще один, третий санитарный вертолет.

«Экстренная медицина на земле, – поясняет КВС 2 авиационного звена 2 авиационной эскадрильи Юрий Лебедев, – легко справляется со своей задачей, когда больной или пострадавший находится недалеко от больницы, где-нибудь в центре города. А представьте, что делать, если вызов поступает с территории Новой Москвы, когда до ближайшего лечебного учреждения десятки километров, да по пробкам, свойственным мегаполису. Вот здесь уже никак не обойтись без санитарной авиации. Ведь часто жизнь человека зависит от скорости поступления в больницу!».

Ìîñêâà.ÒèÍÀÎ.ï.Îñòàôüåâî. Ìîñêîâñêèé Àâèàöèîííûé öåíòð.

Фото Виктор Хабаров

По 5-7 вызовов в день принимают каждый день экипажи санитарных вертолетов авиацентра. Задача такой воздушной скорой в максимально короткие сроки доставить пострадавшего в больницу , что помогает сохранить многие человеческие жизни.

Сегодня Московский авиационный центр – это и пилоты, и врачи, и инженеры, и штурманы, и многие другие работники, которые связаны с учреждением, а потому так же принимают поздравления в День гражданской авиации. С праздником вас, дорогие наши авиаторы! Терпения вам, мужества, крепкого здоровья!

img_3426_32409472891_o

Фото Евгений Семенов

Материал подготовила специалист по связям со СМИ ГКУ МАЦ, Наталия Арнаут